Что вы знаете о «самоконсервирующейся» косметике»? Это миф или реалии современной косметической промышленности?

Производители косметики говорят следующее о таких продуктах: «Состав сбалансирован так, что продукт остается микробиологически чистым», «Динамическая формула ограничивает рост микроорганизмов в средстве». Давайте разбираться, что к чему.

Как средство самоконсервируется? Возможно ли создать косметику без консервантов?

Показатель водной активности

Известны два варианта исключения консервантов из рецептуры:
  • снижение количества воды,
  • натуральные активы с антимикробным действием.
Микроорганизмам для жизни необходимы еда и вода. Задумывались, почему не плесневеет бутылка с маслом для готовки? В составе нет воды. Равно как и бутылка с чистой водой не испортится. Однако многие косметические средства содержат воду, процент которой колеблется от 80-95%. Это позволяет размножаться различным видам микроорганизмов, которые будут жить в воде, поедая масляную фракцию и крахмал. Чтобы минимизировать риск роста микроорганизмов, необходимо уменьшить содержание воды в средстве.
Другой вариант: продукт содержит воду, но микроорганизмы не могут ее использовать. Это происходит, когда содержание воды мало и/или растворены соли и активы, угнетающие микроорганизмы. Параметр этой «доступной воды» и есть водная активность (ВА).

Изначально показатель ВА родился в пищевой промышленности. Там он используется при производстве колбас, сыров и определяется аналитически в лаборатории. Затем показатель ВА стали пробовать применить к косметике и обосновать отсутствие консервантов.

По американской системе, показатель ВА для плесени 0,70, для бактерий 0,9. Ниже 0,6 продукт не нуждается в консервации, так как это пограничное значение для роста микроорганизмов. И тогда возникает самоконсервация.

Как здорово: надо только минимизировать содержание воды, и консерванты не понадобятся. Но давайте вспомним, что вода в высоких количествах нужна для распределения активов, создания эмульсий. А если попробовать минимизировать показатель активности воды за счет введения солей, это приведет к дестабилизации эмульсий.

Если перевести на понятный язык, то самоконсервирующиеся системы не содержат воду. К ним относятся масляные смеси (базовые масла + эфиры +СО2-экстракты), средства на основе масел и пчелиного воска даже с добавлением сухих компонентов (соды, крахмала), обратные эмульсии. В случае масляных смесей указание самоконсервации продукта – маркетинг, по аналогии с отметкой на пищевых маслах: «Не содержит холестерина». Звучит красиво и привлекает покупателя, но заслуги разработчика тут нет, а свойство вытекает из природы продукта.

В обратных эмульсиях отсутствие консерванта возможно, так как вода распределена между молекулами масла, и у микроорганизмов извне нет к ней доступа.
На первых порах марки выходят на рынок только со средствами, имеющими низкий показатель ВА. Это позволяет сделать надпись «без консервантов». Однако помните, что такие средства не физиологичны для кожи (за исключение обраток) и применение хорошо в меру. Об этом не устаем напоминать в постах и статьях.

Еще раз о гидролатах

Про гидролаты (гидрозоли) подробно писали в статье, приводя экспериментальные данные по микробиологии. Здесь другая сторона: в водной фазе присутствует небольшое количество углеводов и остатки масляных фракций, которые переносятся парами воды при вспенивании. Это создает питательную среду для бактерий и грибов. Плюсуйте к этому нарушение асептики производства, контакт с окружающей средой при розливе, многократное открытие флакончика потребителем. В итоге получается продукт сомнительного микробиологического качества.

Активы для консервации

Включение в составы натуральных компонентов с антимикробными свойствами позволяет снижать содержание консервантов. К таковым относятся эфирные масла тимьяна, орегано, чайного дерева, лаванды, розы и др. Однако назвать их полноценными консервантами нельзя, поскольку спектр действия не достаточно широк, а концентрации должны быть огромными, чтобы сохранить косметику. В таких концентрациях эфиры могут быть не безопасны для кожи и здоровья, а стоимость продукта будет космической.
Не всему, что говорят представители именитых брендов, надо верить. Пропускайте через призму здравого смысла и науки.
 
Наталья
Автор: Наталья (Aromashka team)01 ноября 2019 в 16:38

Рекомендованные товары по этой теме

Консервант Sharomix 708
160 руб.
Консервант Sharomix 721
175 руб.

Дата публикации: